НЕ ПЛЮЙ У КОЛОДЯЗЬ! НЕ ПЛЮЙ У КАНАЛ!
Щоб ознайомити російськомовних громадян Криму з тим, що насправді являють собою кримська проблема водокористування та українська проблема відновлення постачання води кримчанам, я свідомо подаю тут свою статтю російською мовою. Українці та кримські татари, на відміну від громадян РФ, чудово розуміють як українську, так і російську мови, тож мені хочеться сподіватися, що вони не стануть засуджувати мене за те, що в даному разі я не вдаюся до державної мови.
* * *
НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ! НЕ ПЛЮЙ В КАНАЛ!
Еще совсем недавно 360 тысяч гектаров сельхозугодий Крыма исправно получали из Днепра живительную влагу, что позволяло развивать агропромышленный комплекс Крымской области УССР, а позже – Автономной Республики Крым в составе независимой Украины. И всё это – благодаря построенному Украинской ССР Северо-Крымскому каналу (С-КК). Плата за водопользование была весьма невысокой, доступной для любого пользователя.
Аннексия Крыма Российской Федерацией ударила по экономике полуострова, особенно больно – по сельскому хозяйству.
Самоуверенность, некомпетентность, непомерные амбиции нынешней самопровозглашенной крымской власти привели к тому, что все нормальные экономические отношения были разрушены, платить за воду (даже по низким тарифам) отказались. Специалистов из Украины (конечно же, «бандеровцев»!) Аксенов и его команда не стали допускать к обслуживанию той части канала, которая проходит по территории Крыма.
Те, кто вершит ныне судьбами этой аннексированной территории, очевидно, имеют очень смутное представление об этом, самом крупном в Европе гидротехническом сооружении. А ведь С-КК, проходящий по территории Херсонской области и Крыма, имеющий протяженность от Каховского водохранилища до города Керчь 402 км, – это не какая-то примитивная канава, а комплекс гидротехнических сооружений, обеспечивающий при помощи насосных станций, шлюзов и обводных каналов движение днепровской воды в разных уровнях.
В течение 55 лет русло канала регулярно чистили. Только после очистки русла в канал пускали воду, которая шла на поля сначала Херсонщины, а с 1963 года – и Крыма. Каждый год пуск днепровской воды превращался в настоящий праздник.
Последний раз церемония 50-го пуска для Крыма состоялась 21 марта 2013 года. Честь руководить юбилейным открытием затворов главного водозабора канала в Таврийске выпала первому заместителю Минэкологии Украины Н. Романову. Традиционные торжественный митинг, награждение ветеранов строительства С-КК и ведущих работников водного хозяйства, и команда «Пуск!». Зааплодировали митингующие, пришли в движение затворы шлюзов, и бурлящая днепровская вода устремилась по обмелевшему руслу канала.
До полуострова она доходит менее чем через три недели, обеспечивая водой не только поля Степного Крыма, но и водопроводы сотни тысяч жителей автономии и Севастополя. 208 километров, до села Победного под Джанкоем, большая вода идёт самотеком, затем подкачивается установленными там насосами суммарной мощностью 9600 квт, так как здесь начинается возвышение, и воду нужно поднимать более чем на 9 метров. Затем по 79-километровому участку днепровская вода самотеком поступает на насосную станцию в районе поселка Советское. Высота, на которую нужно поднять воду, здесь гораздо больше – 25,6 метра, поэтому и насосы здесь мощнее – 6 агрегатов по 2000 квт. Наконец, самотечный участок длиной 82 км заканчивается насосной станцией в селе Зеленый Яр (Ленинский район) суммарной мощностью 15 тыс квт. В этом месте вода появляется на 33-й день после пуска. Заполняется не только магистральное русло канала, но и его ответвления (Раздольненский и Азовский рисовые каналы, Красногвардейская распределительная ветка, Сакский канал), а также 11 водохранилищ общим объемом 200 млн. кубометров (см. «Крымскую газету»).
В 80-х годах прошлого столетия вышли две мои книги о тружениках сельского хозяйства Крыма. Писать эти книги мне приходилось, так сказать, «без отрыва от производства», только во время отпусков. «Нормальные» отпускники ехали на Южный берег, а я – в Степной Крым. Вот тогда, общаясь с хлеборобами, животноводами, со специалистами колхозов и совхозов, с руководящими работниками Красногвардейского района, с руководством Крымской области (в те годы там еще была область), я имел возможность воочию увидеть и понять значение Северо-Крымского канала для жизни крымчан. Он стал, без преувеличения, жизненной артерией полуострова.
В нынешнем году канал прошел очередную подготовку к пуску воды, но… только на территории Херсонщины. Дальше наших специалистов не пустили «зелёные человечки» Путина. Крым был аннексирован Россией.
После эйфории первых дней пребывания «в объятиях России» Аксенов, наверное, решил, что он в Крыму такой же всесильный и всемогущий, как Путин в Москве. И, прогнав из эксплуатационных служб канала профессионалов «киевской хунты», новые правители Крыма рассчитывали, что, захватив сооружения С-КК, они смогут «на халяву» отбирать днепровскую воду и подавать её сельхозпроизводителям и в водохранилища. Они наполнили эти службы неквалифицированными людьми, которые разрушили на территории Крыма сами сооружения С-КК, надеясь отбирать воду вне сооружений, просто прорывая какие-то арыки. Так, по сообщению Эспрессо.TV со ссылкой на "Інтерфакс-Україна", Госводоагентство Украины обнародовало информацию о том, что на территории Крыма через преграждающее сооружение №2 осуществляется несанкционированный забор воды с расходом 13800 куб. м в секунду.
И это далеко не все пакости, на которые решились аксёновские «гидропираты». Некоторые насосные станции они заминировали! Наверное, таким образом путинский режим представляет «защиту русских граждан Крыма»…
Испортив, испоганив канал, люди, называющие себя властью в Крыму, начали заявлять, что они обеспечат Крым за счет артезианских скважин. А сам канал они признали никуда не годным, а потому, дескать, ненужным, заявили, что заниматься его реконструкцией нецелесообразно.
Что же касается артезианских скважин, то тут аксеновцы потерпели полное фиаско. Ведь подземные водные ресурсы полуострова весьма ограничены. К тому же, наличие разведанных запасов подземных пресных вод еще не значит, что можно все проблемы водоснабжения решить тотальным бурением скважин по всему Крыму. Как утверждает крымский ученый Август Олиферов, профессор географического факультета Таврического национального университета, «к использованию воды из скважин необходимо относиться с осторожностью. Если капитально выкачать пресную воду из скважин, то её там заменит… морская». Да и не спасут положение одни лишь артскважины. Для питьевых нужд они годятся. Но для орошаемого земледелия нужна речная вода!
Бравурные заявления аксеновцев о том, что Крым будет обеспечен водоснабжением из Краснодарского края, тоже оказались пустой болтовней.
Но и поныне, понимая тщетность своих прожектов, марионеточный режим Крыма с упорством, достойным лучшего применения, обзывает законную власть Украины «киевской хунтой», игнорирует проблему погашения задолженности перед украинскими поставщиками днепровской воды, не желает компенсировать затраты на восстановление разрушенных российскими диверсантами гидротехнических сооружений, не желает допускать специалистов гидротехников из Украины для организации очистки русла канала и ремонта поврежденного оборудования.
Экономика Крыма принесена в жертву пророссийской политике крымских марионеток. Как сказал министр экологии и природных ресурсов Украины Андрей Мохник в интервью «Голосу Америки», вопрос поставок воды в Крым является политическим, и его нельзя решать с нынешним руководством республики. Впрочем, лично я не согласен с господином министром, так как одного лишь политического урегулирования отношений с оккупированным Россией Крымом недостаточно. Чтобы вода снова пошла по живительной артерии полуострова, необходимы и погашение задолженности за полученные водные ресурсы, и заключение договора на поставки воды по новым тарифам, и чистка русла канала, а, главное, комплекс работ по восстановлению разрушенных сооружений С-КК.
Нельзя обойти нагнетаемую СМИ Крыма и Российской Федерации истерию вокруг строящегося в Херсонской области на С-КК пункта учета подачи воды, который предназначен для измерения объема несанкционированного отбора воды из канала.
По сообщению агентства УНИАН, сославшегося на пресс-службу Херсонской областной государственной администрации, глава ОДА Юрий Одарченко заявил: «Российские СМИ извращают предназначение этого сооружения. На Северо-Крымском канале, действительно строится пункт учета подаваемой воды, но это сооружение имеет совсем другой вид, нежели «мешки с песком», из которых якобы строится плотина для полного перекрытия подачи воды в Крым». Он опроверг такие вымыслы и объяснил, что сооружение предназначено исключительно для того, чтобы фиксировать, сколько самопровозглашенная власть Крыма забирает днепровской воды несанкционированно.
Одарченко объяснил, что в бытность всего С-КК под юрисдикцией Украины не было необходимости в таком Пункте учета, поскольку такие сооружения стояли непосредственно на каналах, подающих воду конкретным субъектам хозяйствования. «А сегодня часть Северо-Крымского канала (проложенного по территории Крыма) захвачена неизвестными людьми, представляющимися то казаками, то «представителями новой власти». А основная проблема в том, что эти люди просто не способны квалифицированно использовать сооружения канала».
Аксеновщине, наплевавшей на судьбу канала, никак не втолкуют элементарную истину, провозглашенную еще баснописцем Крыловым, что сапоги тачать должен сапожник, а печь пироги – пирожник. А уж гидротехническими сооружениями управлять при помощи автомата Калашникова или казацкой нагайки – и вовсе сумасшедствие. Можем ли мы доверить сумасшедшим такую небезопасную вещь, как неуправляемый поток, несущий десятки тысяч тонн воды в секунду?! И потому крымчане за высохшее русло канала должны благодарить свою марионеточную власть. Пусть им компенсацией за все потери и неудобства станут лозунги: «Хочу умереть в России!» и «Крым наш!»…
Во всей этой драматической истории лично мне больше всех жалко сельских тружеников Степного Крыма, которые фактически стали заложниками нового правящего режима.
Олег КРАВЧЕНКО.